«Испортили весь Ольхон своими пирамидками!»


Строили когда-нибудь пирамидки из камней на Ольхоне? А вам прилетало за это от местных? Мне прилетало, поэтому я спросила у людей знающих, так можно строить или нет?

Некоторое время назад мы с родственниками ездили на Ольхон, где организованной туристической группой посетили мыс Хобой. Народу было – тьма! Пирамидок из камней, соответственно, тоже. В общем, все строили, и мы с братом тоже захотели.


Но только мы начали складывать камушки в горочку, как к нам подбежала возмущенного вида женщина и, потрясая кулаком в нашу сторону (к слову, не достаточно воинственно, чтобы мы горочку бросили),  заявила: 
«Вы своими пирамидками весь Ольхон испортили!»

Кто-то из туристов уточнил: «Это как это?».

На что защитница острова ответила: «Ветра здесь сильные. Вы камни из земли выкапываете, плодородный слой почвы сдувает!»

Так зря или нет тревожилась местная жительница?

Наталья Власова, кандидат географических наук, старший научный сотрудник лаборатории геохимии ландшафтов и географии почв Института географии СО РАН говорит, что не зря:

- Если камень лежит на земле, его просто подняли и перенесли на другое место это для почвы безопасно. Но когда вокруг камня образовалась хоть малейшая почвенная кромка это значит, что пошёл почвенный процесс и, убрав камень, вы нарушите его. На Ольхоне и так скудная растительность, поэтому тревожить почвенный покров не рекомендуется. А вообще это только часть большого комплекса проблем, связанных с охраной острова. Больше Ольхон страдает не от пирамидок туристов, а от того, что пока туристы собирали эти камни, они вытоптали всё, что возможно. Мы же не по тропам ходим, а где придётся. Строительство туристических троп на Ольхоне, как в цивилизованных природных заповедниках, существенно бы решило проблему уничтожения плодородных слоёв почвы и растительности.


Для Ольхона пирамидки - это вред. А для человека, их возводящего? Хотя бы +1 к карме? Об этом я спросила у шамана Виталия Балтаева. Вот что рассказывает:

Пирамидки из камней обоо шаманы строят в священных местах для совершения обрядов. Обоо обозначают место поклонения духам. А туристы ставят пирамидки для развлечения. Но ведь никому не придет в голову перекреститься и поставить свечку в церкви ради развлечения. Мысы Хобой и Шаманка на Ольхоне это храмы под открытым небом, а люди воспринимают их как достопримечательности и относятся к этим местам без должного уважения. Построенное туристом подобие обоо это подобие религиозного обряда. Совершение обряда человеком, который не относит себя к религии это плохо или хорошо? Каждый, наверное, решает это для себя. Та же история с ленточками, которые привязывают к деревьям. Это символизирует привязывание себя к месту. Решив повязать веревочку на дереве на трассе, вы уверены, что хотите здесь остаться? Никакая кара небесная вас, конечно, не настигнет, но, если вы не верующий, зачем это делать?

Присоединяйся к ПУ в соцсетях:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Инженер Юрий Криулин: «Технологии постоянно развиваются, а ветряки не менялись со времён Дона Кихота!»

Птичку жалко. В Иркутске возобновятся исследования водных птиц, прервавшиеся около 20 лет назад